Ансамбль Шахизинда

Ансамбль Шахизинда

Архитектурный ансамбль Шахи – Зинда является одним из выдающихся творений зодчих Центральной Азии. Эта "жемчужина Самарканда" – всемирно известный комплекс исламской архитектуры IX – XX вв. Почти каждый его мавзолей окутан ореолом романтических легенд.


Мемориальный ансамбль возник в середине XI в. у крепостной стены Афрасиаба (древнего городища Самарканда), близ почитаемой мусульманской святыни - комплекса Кусам ибн Аббаса.

Гармонично вписываясь в живописную подвижную композицию, разновременные мавзолеи тесно сгруппировались вдоль узкой средневековой улочки, которая вела к главной святыне комплекса, где совершался зиарат – ритуальное поминание, к могиле Кусама ибн Аббаса.

Название Шахи – Зинда ("Живой царь") связано с могилой Кусам ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммада, который, по предположению, пришел в Самарканд в VII в. с арабами и проповедовав здесь ислам, погиб, пострадав за веру.

Ансамбль складывался почти девять веков и только в сохранившейся на поверхности части заключает более 20 строений разного времени, представляя не только зодчество Самарканда, но и фактически всю архитектурную школу Мавераннахра в её развитии и становлении, монументально-декоративное и прикладное искусство Центральной Азии в его эволюции. Кроме того, здесь также  представлено зодчество Ирана и Азербайджана. Поэтому данный комплекс для специалистов является, как бы, энциклопедией  архитектуры и архитектурного декора мусульманского Востока.

По инициативе Президента Узбекистана И.А.Каримова здесь была проведена большая работа по восстановлению и реставрации комплекса. В ходе данных работ археологами были открыты новые объекты, раскрывающие богатую материальную и духовную культуру нашего народа.

Перед входом  в мемориальный ансамбль можно увидеть недавно открытый из толщи грунта,  интересный объект – баню – тахоратхона XV века, служивую для ритуального омовения – тахората. Здесь хорошо сохранились большие кувшины – хумы для хранения воды, очаги, а также керамические трубы для отвода грязной воды – часть средневековой канализации.

 Величественным входным порталом (1434-1435 гг), сооруженным от имени малолетнего сына Улугбека - Абдулазиза, композиционно начинается путешествие по архитектурным шедеврам слагавшегося веками ансамбля. На фоне узора из цветного глазурованного кирпича выделяются граненые колонки и большая горизонтальная надпись, выполненная резной мозаикой, повествующая о заказчике сооружения «Абдуллазиз Бахадур ибн Улугбек ибн  Шахрух, ибн Темур Гураган».

Комплекс по ходу коридора условно делится на три группы: "нижнюю", "среднюю" и "верхнюю". Все они связаны между собой арочно-купольными сквозными павильонами (чартак).

Наиболее ранние сооружения ансамбля относятся к XI-XII вв. От них сохранились лишь фундаменты, фрагменты стен и склепы. Основная группа существующих сооружений восходит к XIV - XV вв. Строительно-ремонтные работы XVI-XIX вв. были незначительны и существенных изменений в общую композицию и художественный облик ансамбля не внесли.

«Нижняя» группа начинается с первого «чартака» и построек времени Мирзо Улугбека – мечети и мулозимхона – помещения для служащих данного комплекса. Слева к мечети Улугбека примыкает терраса – айван летней мечети начала ХХ века, построенная в 1910 году, о чём сообщает надпись на балке – мурлате мастером – усто Садыком, где он в стихотворной форме просит прощения у Всевышнего за ведомые и неведомые грехи.

Напротив, справа в небольшом уютном дворике расположилось  медресе начала XIX века, построенное правителем Самарканда Давлат Кушбеги.

При археологических работах в 2002-2004 годах севернее медресе были обнаружены остатки зданий XV века, внешняя часть стен которых сохранила изящную фигурную кладку кирпича.

Слева от дорожки возвышается величественный «Двухкупольный» мавзолей, построенный в XV веке, ныне условно называемый «усыпальницей кормилицы султана».

Многоступенчатая лестница поднимающаяся наверх, ведёт к «среднему дворику».

"Средняя" группа сооружений представлена последней четвертью XIV -первой половиной XV веков и связана с именами ближайших родственников Амира Темура, военной и духовной знати.

Слева, с западной стороны, особо выделяется портально-купольная однокамерная усыпальница племянницы Тимура Шади Мульк ока (1372 г.).

Напротив - иной по архитектуре и декоративному оформлению мавзолей сестры Тимура Ширинбек-ака (1485-1486 гг.). Портал его залит глубокими густо синими тонами наборных резных мозаик.

Здесь же, на восточной стороне, стоит своеобразная усыпальница первой половины XV века - граненая ротонда со сквозными арками, условно названная "Восьмигранник". Над каждым проёмом усыпальницы можно увидеть изречения наставленческого и воспитательного характера: «Этот мир – один час», или «Рай под ногами у матерей».

В северо-восточной части расположена основа памятника, наиболее древняя часть - комплекс Кусам ибн Аббаса (XI-XV вв). Это группа разновременных сооружений - мечеть, мавзолей, чилляхона (полуподземное помещение для 40-дневного поста) и ряд проходных помещений. Сегодня, как и много веков назад, сквозь деревянную решетку (начала XV века ) можно увидеть главное украшение мавзолея - ступенчатое со стрельчатым навершием майоликовое надгробие Кусам ибн Аббаса, появившееся здесь в 80-х гг. XIV века при Тимуре. Это один из шедевров среднеазиатских мастеров - керамистов. Грани его ступеней облицованы рельефными майоликовыми плитами, тонкий позолоченный растительный орнамент переплетен с буквенной вязью, содержащей тексты из Корана. На верхних торцах надгробия - эпитафия Кусам ибн Аббаса с датой смерти - 57 г.х. (676-677 гг.) Еще одним из шедевров прикладного искусства является входная дверь из карагача, покрытая глубокой резьбой с растительным и эпиграфическим орнаментом, которая как сообщает надпись, выполнена Сейидом Юсуфом Шерози в 1405 году.

"Верхнюю" группу ансамбля составляют три обращенные друг к другу мавзолея. Наиболее ранний - мавзолей Ходжа Ахмада (60-е гг. XIV века) замыкает коридор с севера. Мавзолей 1361 года, стоящий справа, ограничивает его с востока. Слева, на западной стороне, в начале XV века женой Амира Темура Туман-ака возведен комплекс, включающий три помещения -мавзолей, мечеть и худжру (келью).

Мавзолей Шодимулк Ога

Одним из таких первых сооружений в 1372 года   является мавзолей Шодимулк Ога построенный в период правления Темура. Здесь похоронена , по некоторым данным 13 летнняя племянница Амира Темура, девушка по имени Шодимульк-ока, дочь его старшей сестры Туркан-ока. Мавзолей был построен, как гласит надпись на одной из изразцовых плиток, Самаркандскими и Бухарскими мастерами «усто Бахриддином, Шамсиддином из Самарканда и Зайниддином сыном Шамсиддина из Бухары». Портал мавзолея украшен резной поливной терракотой, где переплетается эпиграфический орнамент с растительным. Изящной арабской вязью вписаны слова «Это райский сад где затерялась жемчужина»… Стройный портал в обрамлении П-образных узких рам сплошь покрыт облицовками из резной поливной терракоты и майолики. Расписные "ковровые" дорожки завершают внизу поперечная надпись и декоративное панно с фигурной аркой. Интерьер мавзолея от основания стен до вершины купола   богато   орнаментирован.   Особенно   эффектна   облицовка   купола, имитирующая ребра-гурты, образующие в зените восьмилучевую звезду.

Мавзолей Туглу Текин

Здесь покоится один из полководцев Амира Темура - Амир Хусайн.   В    фасадной части мавзолея написана на дата 777 год хиджры, и сообщается что Амир Хусайн погиб мученической смертью. Над входом написано изречение «Если крыша моего дома достигнет высоты Юпитера, то всё равно мне было бы суждено испить яда этой жизни – смерть». Ещё одна надпись гласит: «Ничто не вечно по Луной, будь то великим будь то малым человеком, он найдёт пристанище в этой сырой земле и будет равным среди равных». Рядом похоронена мать этого человека – женщина по имени Тугли Текин.

Мавзолей Амирзода

Слово Амирзода означает сын эмира. Судя по надписи на портале здесь покоится сын благородного эмира. Далее надпись прерывается и в конце прочитана дата 786 год хиджры (1386 год).  Однако неизвестно сын какого эмира здесь похоронен.

Мавзолей также украшен майоликовыми плитками и резной поливной терракотой. Геометрический орнамент сочетается с растительным и эпиграфическим. Поэтому своеобразие декора придаёт ему особое изящество.

Мавзолей Ширинбека Ока (1385 г.)

 Это   величественное   здание   построено   в   честь   младшей сестры      Амира Темура  Ширинбека Ока, умершей  в 1385 году   (787г.) . Этот    мавзолей украшен резной поливной мозаикой  в отличие от других сооружений. Здесь впервые применён данный вид декора мастерами Ирана и Азербайджана. На портале можно увидеть изречения древнегреческого философа Сократа « Сказал Сократ, людям этого мира свойственно расстраиваться по всякому поводу». Внутренняя часть мавзолея была украшена изящными рисунками - фресками, с изображениями деревьев с плодами, кустов, птиц и ручьёв,  олицетворяющих райские сады. Вместе с разноцветными красками в рисунках обильно было использовано сусальное золото. Реставраторы намеренно оставили нетронутыми часть рисунков для того, чтобы показать, как они выглядели до реставрации. Наверху, под куполом сохранились цветные стёкла, вставленные в оконные решётки – панжара, которые напоминают витражи.

Было проведено вскрытие   для изучения  погребения. Была проведена большая реставрационная работа учеными и мастерами. В 1966 году в северной части мавзолея найдены остатки здания, относящееся к XIII веку.

Восьмигранный    мавзолей
Архитектура мавзолея своеобразна и кажется очень упрощенной. Мавзолей построен в виде восьмигранной ротонды. Восемь сторон его напоминают ворота рая, и с каждой стороны над проёмом написаны изречения – наставления. Например «Укрепляйте знания книгой». Купольный свод из нутрии украшен стихом из Корана «Престол».

  Под мавзолеем виден замурованный вход в склеп. Здесь найдены четыре захоронения знатных женщин. 

По мнению некоторых специалистов, мавзолей был построен мастерами из Азербайджана, однако существуют факты доказывающие, что это работа среднеазиатских мастеров.

Мавзолей усто Али Насафий (XIV век)

 Мавзолей мастера Али из города Насаф (современный Карши). На правой полуколонке портала он написал своё имя, а имя погребённого здесь человека неизвестно. Мавзолей усто Али Насафий украшен с внешней стороны восьмиконечными звёздами,  всего их 7. В пяти из них , в трёх верхних и двух нижних звёздах изображены круги, внутри которых написаны геометрическими буквами по спирали стихи из Корана. На двух средних звёздах написаны имена восьми шиитских имамов. Это говорит о том, что нашему народу всегда была присуща толерантность. 

         А с внутренней стороны он украшен  различными узорами. Его еще называют цветочным мавзолеем, так как снаружи и внутри имеются красивые панно с символическим изображением райских цветников. Здесь изображены надписи в  виде вьющихся растений. Наверху, под куполом, видны переплетающиеся ленты с написанными в них стихами из Корана геометрическим почерком – куфи. Все они объединяются в восьмиугольную звезду с растительным орнаментом внутри.

Мавзолей неизвестный (XIV век)

По мере продвижения на север слева от дорожки, в один ряд с другими,  расположен еще один мавзолей XIV века,  условно называемый Неизвестным. Здесь сохранился  только недавно отреставрированный  фасад,  и восстановлена задняя часть здания. К сожалению нет никаких сведений о захороненной здесь личности. Портал мавзолея был украшен майоликовыми плитками , где некогда было применено золото.  В 1968-1974 годах мавзолей был        очищен от грунта из-за развалин и украшен разноцветными майоликовыми плитками.  На портале сохранились майоликовые плитки XIV века, в виде пятиконечных звёзд тёмно-синего цвета с красноватыми цветочками внутри. Эта композиция напоминает ночное звёздное небо с гроздьями созвездий. Этот мавзолей также считается замечательным памятником Средней Азии.     

Мавзолей Амира Бурундука (XIV век)

История    отмечает    Амира    Темура    как    сильного    стратега    и     внимательного к своим полководцам и воинам.   По мнению некоторых специалистов данный мавзолей был построен для одного из уважаемых им полководцев, эмира Бурундука, который всегда участвовал в его победоносных походах. Декор мавзолея относительно прост и сохранился только на панелях стен в виде глазурованных шестигранных плиток .  

Данный    мавзолей    имеет    множество    захоронений. Реставрационные работы здесь были проведены в 1963 и 1998 годах. В 1963году археологами здесь было найдено захоронение мальчика в одежде. Известно, что в одежде хоронили лиц, погибших насильственной смертью. О данной личности никаких сведений не обнаружено. Халат погибшего мальчика хранится в фондах Самаркандского Государственно музея-ззаповедника.

 Комплекс Туман Ока

Наряду с основными зданиями  северной части в конце XIV века   младшей женой Амира Темура царицей  Туман-око здесь был построен комплекс из трёх комнат: хонако, мечеть и мавзолей Туман-око. Над входом в небольшое хонако, иногда её называют мулозимхона - комната для отдыха служащих, имеется мозаичное панно, где написано имя  этой женщины – царица Хайранниса, дочь эмира Муссы. Здания украшены великолепной наборной мозаикой с резными изразцами разных цветов. Сохранились фрагменты декора с сусальным золотом. Глубокие ниши в стенах украшены сталактитами, выполненными из ганча – смеси алебастра с красной глиной. Под куполами имеются слуховые оконца, сквозь которые пробиваются солнечные лучи внутрь и играют на стенах. Эти здание украшал азербайджанский   мастер   Шайх   Мухаммад ибн   Ходжа   Бандгир Туграбози. После проведенных недавно реставрационных работ комплекс Туман-око кажется стал ещё более величественным чем раньше.

Мавзолей Ходжа Ахмада (XIV век) 1360 год

Мавзолей Ходжа Ахмада считается самым ранним из построенных здесь мавзолеев. Данный мавзолей был построен мастером Фахр Али в XIV веке. Фасад здания направлен на южную сторону. Мавзолей связывают с именем шейха Ходжа Ахмада, по всей видимости крупного религиозного деятеля, о котором, к сожалению, больше ничего неизвестно. Входной портал украшен тонкой изящной резной поливной терракотой. Здесь спиралевидный растительный орнамент светло зелёного цвета сочетается с эпиграфическим и геометрическим орнаментом. Фасад здания, в своё время сильно  наклонился из-за его усадки, в связи с чем были проведены реставрационные работы в 1922 году по восстановлению здания, а в 1962 году был выпрямлен портал. На стенах были найдены следующие надписи: « Если воистину будь ты правитель Ирака или принцесса Китая, но помни, придет день, когда ты превратишься в песок». Это изречение призывает людей делать благие дела при жизни.

Мавзолей, построенный в 1360-1361 годах

Это здание построено в своеобразной форме и связано, по некоторым данным, с именем одной из жен Амира Темура Кутлуг-ока. На портале здания имеется дата постройки 762 год хиджры (1360-1361 гг.) По надписям можно определить, что здание построено для высокопоставленных людей. Здесь имеется захоронение молодой девушки.

Декор входного портала очень напоминает декор мавзолея Ходжа Ахмада, та же техника, тот же стиль исполнения. Поэтому считается, что тот же мастер Фахр Али строил и это здание.

Комплекс Кусама ибн Аббаса         

С восточной стороны коридора под третьим чартаком имеются   двухстворчатые ворота, выполненные по приказу Амира Темура мастером Саидом Юсуфом Шерозий в 1404-1405 гг.   Они являются ярким примером искусства резьбы по дереву. Некогда они  были инкрустированы слоновой костью и вставками фрагментов других пород дерева. Узоры дверей  считаются    неповторимой искусной  работой. На верхней части имеются арабские надписи – изречения, на одной из створок надпись гласит: « Двери рая открыты для бедных и нищих», а на вторых «Двери милости  открыты милосердным». Над дверьми установлено мозаичное панно начала XV века, на котором арабской вязью написано изречение пророка Мухаммеда «Кусам ибн Аббас больше других похож на меня внешностью и характером».

Сразу за воротами начинается коридор – галерея построенная Мирзо Улугбеком в 1434-35годах, которая соединяет несколько помещений, такие как большая мечеть, чилляхона – подземная келья для соблюдения сорокадневного поста, зиаратхону – поминальную комнату и хильхону – комнату с могилой. Сразу у входа в галерею, с права виден ствол минарета – башни для призыва на молебен, единственного здания XI века, дошедшего до нас в целости. Ствол минарета украшен резным кирпичом в виде бантика и фигурной кладкой.

Большая мечеть была построена в XV веке, однако нижние части стен относятся к XI веку. К этому периоду также относятся деревянные консоли у входа в зиаратхану, подземная чилляхона, нижние части стен самой чилляхоны, а так же хильхона. На северной стене зиаратханы сохранились фрагменты декора изученные в 1960 году. Купол этого помещения был перестроен заново в 1334-1335 годах, о чём написано  в юго-западной его части. Зиаратхану от основной святыни, комнаты с надгробием Кусама ибн Аббаса – хильхону, отделяет деревянная решётка 1404-1405года  выполненная тем же мастером Саид Юсуфом Шерозий. В верхней части её деревянное панно, на котором вырезано то же изречение о Кусаме ибн Аббасе. Внутри зиаратханы имеется пятиярусное майоликовое надгробие,  построенное по приказу Амира Темура, на котором изящной вязью по-арабски написан оят – стих из Корана: «Не говорите о погибших на пути к Истине что они умерли, нет, шахиды живы, только вы их не видите». Арабские путешественники в XI веке здесь видели деревянное надгробие,украшенное золотыми и серебряными медальонами, которое не сохранилось. О самом Кусаме ибн Аббасе рассказывают, что он был двоюродным братом пророка Мухаммада и был очень на него похожим, о чём пророк неоднократно говорил своим сподвижникам. Рассказывают также, что он был последним видевшим живым пророка, и после его смерти принял участие в омывании его тела. Он также был наместником в Мекке, а в конце жизни проповедовал Ислам в Средней Азии, в частности в Самарканде, где и принял мученическую смерть. С  VIII века это место почитается мусульманами,  которые здесь совершают паломничество.

 С правой стороны к зиаратхане примыкает ещё одно помещение –тугхона (комната с тугами – шестами с конской гривой на конце, символ святости).

Изучение ансамбля Шахи Зинда начато в XIX веке с первых путевых заметок и зарисовок. В исследовании памятника значительный вклад внесли известные ученые В.В. Бартольд, В.Л. Вяткин, М.Е. Массой, В.А. Шишкин, Г.А. Пугаченкова, Л.И. Ремпель, а также архитекторы Б.А. Засыпкин, В.А. Джахонгиров, И.Е. Плетнев, Ю.З. Шваб, археологи А.И. Тереножкин , В.А. Булатова, Н.Б. Немцева и др.

Все это позволило решить многие вопросы, связанные с историей возникновения и этапов формирования ансамбля. Реставрация и консервация почти всех мавзолеев в Шахи Зинда завершена в годы Неисимости.

В  2004  году     16  июля  по инициативе Президента Республики   Узбекистан И.А.Каримова  и было принято  Постановление Кабинета   министров «О   восстановлении   и   благоустройстве комплекса памятников Шахи Зинда», с целью сохранения на долгие годы для будущего поколения. Архитектурные памятники, нуждавшиеся в реставрации, получили новую жизнь.

Ансамбль Шахизинда

Powered by: KHM & Телерадиокомпания СТВ, STV, Самарканд, Самаркандское телевидение

Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование
информации с сайта "Gosamarkand.uz" возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Свидетельство № 1131.