Мавзолей Ишратхона

Мавзолей Ишратхона

Слово Ишратхана переводится как «Дом радости, наслаждений». Это название, по мнению специалистов, возникло из-за неправильного произношения слова «Ашрат-хана», что переводится с арабского как «Десять комнат». Позже появилась легенда о том, что здание, строившееся как мавзолей, своей красотой восхитило самого Амира Темура, и он воскликнул «Пусть это будет Дом радости, а мавзолей построить в другом месте!».


На самом деле Ишратхана была построена как мавзолей во второй половине XV века от имени жены темуридского правителя Абу-Саида Хабибы Султан-бегим для рано усопшей дочери Султан Ховенд-бика. Но постепенно просторный восьмигранный склеп мавзолея стал династийной усыпальницей с 23 женскими и детскими погребениями. Здание  имело в центре высокий крестообразный в плане зал, с водружённым на него изящным куполом на стройном барабане, который не сохранился. По обестороны на двух этажах располагались подсобные помещения и поминальная мечеть, из которой ведет ступенчатый спуск всклеп. Стройный высокий портал с двухъярусными лоджиями, украшен глазурованными кирпичами и вставками мозаичных картушей. В интерьере применена в обилии позолота с росписью. Этот памятник является одним из шедевров темуридской архитектуры.

Ишратхона в переводе означает «дом наслаждений». Действительно, в 15 веке до строительства мавзолея дочери правителя Абу Саида здесь, в углу сада Боги Фируза был кушк для отдыха вельможей с кухней. Малый дворец в чарбагах называли кушком. Они в некоторых садах-чорбагах, именовались тарабхонами.Тарабхона и Ишратхона – одно и тоже, синонимы.

После строительства мавзолея Хованд-бека в народе продолжало бытовать старое название – Ишратхона. Так как Ишратхона служила усыпальницей потомков Тимура, и ни один шейх или сайид (потомки пророка Мухаммеда) не был погребен, для мусульман Самарканда это место не стало святым. По этой причине на растаскивание мраморных надгробных плит, кирпичей, золотых изразцовых плиток обращали мало внимания. Даже после присоединения Самарканда к России, когда русские ученые-путешественники, востоковеды не раз говорили об уникальности этого здания, разграбление и растаскивание кирпичей, камней и кашинов (изразцовых плиток) продолжалось.

Ишратхона привлекала внимание многих художников и исследователей. В конце 19 века началась фото фиксация памятника, и сейчас по этим дошедшим до нас фото снимкам, можно его восстановить.

В 1903 году художник – антиквар М. Столяров масляными красками запечетлел общий вид мавзолея с юго-западнойстороны.

В 1919 году М.Е. Масон по следам позолоты на рисунках кашинных плиток в нижних частях главного помещения восстановил тонкий художественный орнамент эффектной панели. В том же году удалось  убедить комиссию по охране памятников взять Ишратхану на учет.

Памятник в первые годы советской власти был обследован чешским архитектором Ю. Смоликом. Немецкий специалист по истории стилей Е. Конвинер, изучая Ишратхону в 1925 году сделал заключение, этот объект по своему историко- художественному значению не уступает Альгамбре, а в эстетическом отношении даже превосходит его.

В 1926 году В. Вяткин обследовал склеп и сфотографировал его свод. В 1927 году М. Е. Масон пишет посвященную Ишратхоне первую научную работу, а в 1930 году появился стилистический анализ памятника Т.Б. Крусмана.

В 1930-40-е годы на средства юбилейного комитета 500-летия Алишера Навои в Ишратхоне были проведены изучение и археологические работы. Ученые установили, что кирпичи второго этажа ушли на постройку тахоратхоны (комнаты для омовений перед молитвой) мавзолея Ходжи Абду Даруна, а мраморные плиты были сорваны и уложены здесь в качестве пола.

Долгое время угловая комната Ишратхоны использовалось как помещение для брожений вина. Во истину превратили мавзолей в «дом радости» - Ишратхону.

Там где это удавалось, вырывали жженый кирпич и использовали его для хозяйственных нужд, а слой мусора вокруг мавзолея рос с каждым годом.

Ходжи Махмуду Турдыбаеву губернатор Самаркандской области разрешает использовать кирпичи здания Ишратхоны для строительства восьми худжр (комнат) у мазара Абди Дарун. Говорили, что губернатор получил на это разрешение из Ташкента от археологической комиссии.

   Если у археологической комиссии, в которой работали А. А Бобринский и Н.И. Веселовский, существовало такое отношение к памятнику, то чего было ждать от безграмотных самаркандских простолюдинов. Они, как могли, обдирали кашины с неповторимым орнаментами и золотыми росписями.

От сильного землятресения 1897 года серьезно пострадали главный купол мавзолея и некоторые помещения. В 1903 году обрушились голубой купол и высокий барабан центрального помещения и поддерживавшие его своды. Жженый кирпич был большой редкостью и люди, не брезговавшие кирпичами кладбища, растащили все.

Художник С.М. Дудин, посланный для съемок этого уникального здания в 1907 году начал борьбу за вывоз в Петербург декоративных украшений Ишратхоны. В 1908 году он получил на это разрешение властей, но протест Василия Лаврентьевич Вяткина - известного археолога и авторитетного знатока истории Самарканда возымели действие на генерал-губернатора, и он запретил обдирание растаскивание фрагментов со стен Ишратхоны. Но мулла Маруф, который жил рядом до 1912 года, до самой своей смерти обдирал неповторимые изразцы со стен Ишратхоны и продавал туристам, а те в свою очередь, перепродавали представителям европейских и американских музеев. Многие изразцы попали в антикварные собрания частных коллекционеров западных стран. А с надгробных мраморных плит тимуридов нечестные каменотесы стирали надписи, имена царевичей и царевен, высекали имена вновь погребенных на кладбище Ходжи Абду Даруна и переносили их туда. Ни то, что после почти пяти с половиной веков беззастенчивого расхищения и природных разрушений сохранила в себе Ишратхона, до сих пор пленяет взор. Все чаще здесь появляются большие группы туристов, восхищаясь шедевром архитектуры далекого прошлого Центральной Азии.

 

Мавзолей Ишратхона

Powered by: KHM & Телерадиокомпания СТВ, STV, Самарканд, Самаркандское телевидение

Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование
информации с сайта "Gosamarkand.uz" возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Свидетельство № 1131.