Искусство, окружавшее Амира Темура

Искусство, окружавшее Амира Темура

Подъём культурной деятельности в темуридский период предстаёт не только в памятниках высокого искусства, но и в разнообразных формах художественных ремёсел.


Некоторые из ремёсел были связаны с архитектурой, нередко выходя за рамки строительства заданий. Например, выполнение облицовок было связано с изготовлением бытовой керамики. В ещё большей мере это относится к резьбе по камню, где среди мастеров существовали особые специалисты по оформлению надгробных камней, имевших форму саганы, а иногда и вертикальной стелы. Материал их обычно белый или серый в разводах местный мрамор, но в особо роскошных образцах предстает нефрит, как в надгробии Амира Темура, привезенный Улугбеком из похода в Моголистан.
Также высоко стояло традиционное мастерство резьбы по дереву. Мастера оформляли интерьеры помещений, потолки, оконные решетки, михрабы, столики. Резьба по дереву широко применялась в орнаментальном украшении колонн и парадных дверей. Как, например, двери мавзолея Амира Темура или у входа в мавзолей Кусама ибн Аббаса в ансамбле мавзолеев Шахи-Зинда, дверь главного входа в мавзолей ходжа Ахмада Яссави в Туркестане или в медресе Улугбека в Бухаре с вырезанной на ней цитатой : "Стремление к знанию - долг каждого мусульманина и мусульманки". Кроме того, резьба по дереву широко применялась в изготовлении минбаров для мечетей, шкатулок, лавхов - раскидных пюпитров для книг, столиков на низких ножках. 
До наших дней дошла резная деревянная шкатулка из сандалового дерева, покрытая двухплановой резьбой растительного характера. На крышке размещены восьмилепестковые розетки, в центральной из которых - извивающийся дракон, а в двух боковых картушах - имя и титулы Улугбека.
Высокого мастерства во времена Амира Темура достигает искусство художественной обработки металла. Документальный материал был получен при раскопках Регистана, где на глубине до 8 м от современного уровня была обнаружена мастерская мастера-торевта: плавильная печь, шлаки и целый набор изделий - сосудов и заготовок для них. Орнамент их выполнен гравировкой, насечкой, рельефом. Инкрустация этих изделий золотом, серебром и красной медью придаёт особое изящество. Мотивы орнамента: разнообразные плетенки, растительный побег, древо жизни, меандр, пальметтки и розетки. Они перемежаются медальонами с изображением сказочных дев, птиц. Орнаментальные мотивы чередуются с надписями, выполненными почерком насх или сульс. Датировку комплекса уточняет находка монеты чекана Амира Темура 1369-1370 гг. и фрагментов керамики.
Если говорить об этом периоде, судя по музейным коллекциям и по сохранившимся миниатюрам того времени, широко использовались блюда (ляганы), небольшие тазы, чаши, подставки для светильников и сами светильники, пеналы для письменных принадлежностей, курильницы. В изделиях мастеров Средней Азии ХV в. усиливается стремление к изяществу орнаментального узора, изысканности форм сосудов, использование украшений в виде ручек, подставок для изделий. 
Знать пользовалась тогда, посудой инкрустированной золотом и серебром. Во время приёмов посольств из дальних стран стол во дворцах Амира Темура сервировался золотыми и серебряными бокалами, о чем свидетельствует испанский посол Рюи Гонзалес де Клавихо. Тот же Клавихо описывает в своём дневнике богато украшенный драгоценными камнями высокий шкаф для хранения посуды из золота и серебра: "А внизу, у шкафа, находился маленький золотой столик, который также был отделан множеством камней и очень крупным жемчугом. На крышке стола красовался изумруд, очень яркий. Перед этим столиком, напоминающим блюдо, стояло дерево из золота, наподобие дуба. Ствол его был толщиной с человеческую ногу, со множеством ветвей, расходящихся в разные стороны, с листьями как у дуба, высотой в человеческий рост. А плоды его были из рубинов, изумрудов, бирюзы, красных рубинов, сапфиров, крупного отборного жемчуга. Кроме того, там располагалось много маленьких разноцветных золотых птичек, отделанных эмалью, некоторые из них были с раскрытыми крыльями, а другие сидели так, точно готовы упасть, прочие как будто клевали плоды с дерева и держали в клювах рубины, бирюзу, жемчуг и прочие камни".
Высоко стояло во время правления темуридов и производство текстиля, ковров, вышивки. Шелковые ткани (камка) выделывались здесь уже давно, так же, как и ткани из хлопка, шерсти, льна. Фрагменты тканей конца ХIV-начала ХV вв. были обнаружены при вскрытиях погребений мавзолея Амира Темура, эмира Бурундука в ансамбле мавзолеев Шахи-Зинда. Они представляют собой остатки шелковых и хлопчатобумажных одежд. Особым своеобразием отличались ткани и ковровые материалы для палаток и шатров. А царские интерьеры украшались занавесями из шелка с нашитыми бляшками из серебра с позолотой и вправленными в них драгоценными камнями. 
Прикладное искусство времени Темура и темуридов свидетельствует о том, каких вершин могли достичь народные ремесла. В изобретательности и виртуозном владении своим ремеслом мастера эпохи темуридов достигли поразительных результатов, чем оказали плодотворное влияние на развитие искусства и ремесел в последующих веках. 

Искусство, окружавшее Амира Темура

Powered by: KHM & Телерадиокомпания СТВ, STV, Самарканд, Самаркандское телевидение

Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование
информации с сайта "Gosamarkand.uz" возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Свидетельство № 1131.