Композиционная орнаментация Самаркандских вышивок

Композиционная орнаментация Самаркандских вышивок

Являясь одной из важных видов народно – прикладного искусства народов Средней Азии, вышивка, стала действительным отражением реального мироощущения народа и художественного воображения мастериц вышивания и рисовальщиц.


Еще с древних времен, вышивка, появившаяся, как предмет быта, постепенно, благодаря самобытному, врожденному творческому началу и тонкому вкусу, стремлению к изяществу и божественному дару носителей этого предмета она превратилась в высокохудожественное   искусство.

Яркие, самобытные орнаментальные композиции вышивки, тонкая и изящная техника шва, виртуозное сочетание узоров     отличают этот вид народно- прикладного искусства от других его видов и проявлений.

 Вышивка во все времена являлась основной частью  украшения одежды и жилища наших народов.

      Всю нашу жизнь, как торжественную, печальную или ритуальную сопутствуют многообразие предметов вышивки. Нет ни одной  семьи, где бы ни было хотя бы одного образца этого вида прикладного искусства.

      Об  истории появления, техники  исполнения, используемых материалов,

существует множество работ ученых, этнографов, искусствоведов.

       В настоящих наблюдениях мы попытались акцентировать внимание и подчеркнуть особенности композиционной орнаментации вышивок Самаркандского региона на примере образцов вышивок, хранящихся в фондах музея – заповедника Самарканда.

      В ходе работы были изучены орнаментации более ста образцов вышивки. Это такие виды вышивки, как  сузани, болинпуш, руиджо, джойнамоз, карс, зеби тахмон, зардевор и другие.

       Так, в орнаментации вышивок народные вышивальщицы, обладающие чутким восприятием окружающего мира, совершенно виртуозно и своеобразно  отражают свое видение в своих работах, внося в них  свои чувства, переживания и восторг. В них не просто,  загромождение, каких – то

беспорядочных узоров, а умелое сочетание отдельных узоров и мотивов в единую композицию,  с  вложенной  в них теплоту рук, благородные намерения вышивальщиц. И поэтому в этих композициях чувствуется движение и сама жизнь.

       Изученные вышивки отличаются большим разнообразием видов и многогранностью их декоративного решения. В них встречаются наиболее распространенные орнаментальные мотивы самаркандской школы вышивания. Собирая из множества отдельных кусочков – узоров, мастерицы- вышивальщицы добивались создать необыкновенный  калейдоскоп  из разнообразных орнаментальных решений, гармонию пропорций, красоту и выразительность элементов, и исключительную законченность декоративного замысла. Эти работы поражают  своею изысканностью, колоритом, и смелостью  сочетания, порой не сочетаемых разнохарактерных узоров, а позднее своею монументальностью.

        Благодаря разнообразию орнаментов они передают чувства вечного движения. Смело разбросанные и  умело размещенные крупномасштабные рисунки с легким изящным узором, плавное, равномерное расположение разнообразных по форме и содержанию, окраске растительные узоры превращаются в фактически пышные кусты и букеты. Строгая ритмичность розеток, разбросанных между ними как бы в невзначай, мелкие узоры веточек, цветочков, птичек создают эффектную картину, в которых ощущаются ароматы родных садов и полей.

В самаркандских вышивках одни и те же узоры в различных вариациях передают то силу и мощь, то от них веет необычайная нежность и теплота.

Композиционная орнаментация или использование того или иного узора для разного вида вышивок определялась строго из традиционных канонов, во первых – из сложившихся устоев школы, и во вторых – их бытового назначения.

        Основным организующим правилом при орнаментации  вышивок  является  кайма «оба». Она обозначала форму, формат и пропорции полотна, диктовала композиционное размещение узоров. Основная кайма идет по краю вышивки. В некоторых случаях, исходя из вида вышивки, использовалась и вторая – внутренняя кайма.

        Самаркандские вышивальщицы обычно используют узкую кайму в отличие от нуратинских, бухарских или ташкентских вышивальщиц. Эти вышивки, за исключением тех, которые имели особое практическое предназначение и не употреблялись, как декоративный элемент оформления комнаты (руиджо, карс, джойнамоз) отличаются тем, что обычно все полотно покрывается довольно густым орнаментом, но, тем не менее, фон  всегда виден.

        Орнаменты самаркандских вышивок  состоят из множества отдельных узоров, объединенных в один мотив. Использовались как мелкие, простые, так и крупные и сложные узоры. Элементы мотивов могут встречаться в различных сочетаниях. Всем узорам по обыкновению придавалась растительная форма. Так, например, бытовые предметы, как «рафида», (рукавица для лепешек), «корди ош» ( нож для резки мяса), «кафгир» (половник), в вышивке приобретают форму цветка, растительного узора, завитка или куста.

        Характер композиции диктуют крупные узоры, и они занимают центральные места, остальные мелкие узоры дополняют их.

       Сочетание разнообразных мотивов не  всегда бывают, близки по значению.

       На одной композиции могут располагаться плоды граната, стручки перца или миндаля, элементы ювелирных украшений, а центральный узор – тюльпан, мог быть дополнен узорами ножей, плодов, овощей, а иногда символическими изображениями, типа узоров «оташ арроба» (поезд),  «кафгир» (половник), «кайчи» (ножницы) или «тегча» (острие).

          Мотивы в основном объединялись исходя из представления красоты и творческой фантазии вышивальщиц.

         После появления завозных цветных тканей фабричного производства и в самаркандской школе вышивания появляются работы, выполненные на цветных тканях. В связи с чем, появляются новые образцы композиций с использованием узоров больших кустов, а розетки,  как центральный, связующий элемент композиции, полностью отсутствуют. Происходит изменения  и в колорите. Постепенно многоцветность уступает место монохромности. Композиция строится на контрасте узора с фоном.

        Несмотря на это, все же вышивальщицы старались разнообразить цветовую гамму, включением того или иного цвета. Например, если основной мотив выполнен белым цветом, то в кайме использовался желтый цвет.

       Однако, несмотря на такую тенденцию, все-таки сохранился и дошел до наших дней многоцветность и разнообразие узоров в передаче мотивов вышивок.

        Так, понаблюдаем над некоторыми из них В композиционном строении джойнамоза, вышитого в конце 19 века (КП-1256/6) использованы шесть   стилизованных узоров «Чирок» (светильник) и одна розетка над аркообразной фигурой. Вся вышивка обрамлена прямыми линиями «оба» (вода). Орнаментация вышивки сузани (КП-1310) состоит из одной крупной розетки в центре с четырехугольной звездой. Вся розетка в  форме узора «лола» (тюльпан) окружена  кругом, вышитым темно- фиолетовым и зеленым шелком. От круга во все стороны отходят зубчатые листики, вышитые темно зеленым шелком. С двух сторон  центральной розетки помещены по два узора «каламфур» (перец) и «бодом» (миндаль) на прямой цветоножке. Перцы вышиты узором «абри бахор» (весенняя тучка), то есть в виде радуги с разнообразными полосами голубого, жёлто-коричневого, зелёного, жёлтого, малинового цветов. От прямой цветоножки отходят в разные стороны по одному узору в виде «гули савсан» (цветок ириса). По такому же цветку ириса помещено между узором «каламфур».

       В другом сузани (КП 1652/1) композиционная орнаментация выстроена одной  крупной розеткой в центре с отходящими на две стороны узорами «чор-чирог» (светильник с четырьмя фигурами) и двенадцатью небольшими розетками, расположенными по четырём сторонам. Большая розетка малинового цвета с лилоцветной сердцевиной и со сложной орнаментацией, окружён кольцом лиственного орнамента, напоминающего плети бахчевых растений «нускаи палаки тарбуз».

      А в болинпуше (КП 1895) орнаментация состоит из девяти узоров «буттаи жингила» (кудрявые кусты) со многими завитками. В этой композиции также очень искусно использованы узоры небольших цветков, а внутри центрального узора вышиты маленькие кружочки в виде узора «холак» (родинки).

      Не менее интересное композиционное построение узоров встречаются в орнаментации сузани (КП 1245/1). Вышивка окаймлена  внутренней каймой  «оба» (вода) нитками чёрного и синего цветов с белым узором, а также семью большими и двумя маленькими розетками со сложным узором. В центре композиции размещена большая розетка и две поменьше все в виде узоров «лола» (тюльпан) от которых отходят по два профильных белых цветка с сердцевиной. Эти цветы окружены подковообразной фигурой «нал» тёмно-зелёного цвета. Большие розетки состоят из сердцевины в виде маленького узора «лолача», от которого отходят по шесть узоров «панжа» (пятерня), затем идёт зубчатый круг, от которого отходят по восемь конусообразных фигур с белыми цветами. В этой композиции очень умело, использованы также узоры «гули савсан» (цветок ириса) и зубчатообразные фигуры «парра».

       В целях представления многообразия художественного воображения, умения искусно использовать различные узоры и гамму цветов и сложившуюся  традицию вышивания самаркандских умелиц считаем целесообразным более подробно, описать некоторые образцы художественно-композиционного построения отдельных полотен. Так, сузани (КП 1227) орнаментирован двенадцатью крупными узорами  «лола», расположенных в три ряда, имеющие наружный одинаковый круг и по размерам и по окраске (тёмно-малиновый цвет). Розетки разнятся во внутреннем оформлении, которые вышиты двумя типами, чередующихся через один рисунками. Первый – более обычный, состоит из ряда концентрических кругов. Сердцевина имеет вид четырёхлепесткового цветка, лепестки которого даны в виде узора «парра», которая расположена по голубому фону полукругами, окружающими каждый лепесток. Дальше следует круг красного цвета, вышитый шерстяной ниткой, затем чёрно-коричневым, по фону которого расположены восемь типичных для ранних самаркандских вышивок фигур с несколько изменёнными, больше чем обычно, количеством фестонов. Коричневый фон окружён полукругом. Затем следует круг ярко зелёного цвета, на котором начинаются, продолжаясь уже по полю малинового круга продолговатые, заострённые на конце овалы, представляющие из себя, вероятно, несколько видоизменённые узоры «тегча» (остриё, нож). Обычно нижний конец узора «тегча» прячется за краем следующего узора, а здесь они видны целиком. Второй тип розеток имеют такую же сердцевину, но расположенную по полю, вышитому красной шерстью. От каждого полукруга, окружающего четыре лепестка сердцевины отходит в виде прямого креста два соединённых друг с другом овала того же красного цвета – нижний, меньше, приближающийся к форме круга, второй – большого размера, вытянутый в длину и заострённый на конце. На фоне этих овалов расположены, на нижнем, фиолетово-чёрный кустик, на втором орнамент «кукнор» (мак) зелёного цвета, с отходящими от его краёв цветочным элементом чёрного цвета с жёлтой сердцевиной. Расположение узора в виде прямого равностороннего креста, по словам вышивальщиц и рисовальщиц, носило название «чор чирог». Однако смеем предположить, что данный узор исходит из древних миниатюр и изначально означает понятие «чор унсур» (четыре стихии), изложенные в книге «Авеста», означающие стихии воды, огня, земли и воздуха.

        Иное композиционное строение прослеживается в другой работе. Так традиционное самаркандское сузани  начала XX в. в состоит из центрального поля и узкой каймы. Композиционное решение центрального поля – рапортное, шесть крупных розеток в виде узора «лола», «тюльпан» по три в каждом горизонтальном ряду. Узор растительного  характера «лола» фестончатая, трехкольцевая. По внешнему,  самому широкому кольцу идут шесть мелких фигурок «шалгамча» (репки). Розетка окаймлена узором «паляк» (плети бахчевого растения), выполненными черными нитками. По центральной полосе, между розетками помещены две ромбовидные фигурки  с небольшими многолепестковыми цветками в центре.

       Самаркандские  сузани богаты древнейшими орнаментированными  мотивами. Многие из них своим крупным лаконичным рисунком отличаются от сузани других школ. Основными мотивами являются одна или несколько крупных  многоярусных розеток «лола», разнообразных по формам, сочетающих с разнообразными узорами, преимущественно растительного орнамента. Встречающиеся многочисленные вариации этого мотива поражают своею оригинальностью, разнообразностью мотивов.

        В целом каждый из узоров, собранных в одну единую композицию поражают взор целостностью и  композиционной логичностью. Каждая композиция это отражение мироощущения и мировосприятия как рисовальщиц, так и вышивальщиц. Имея общую, единую стилизацию не одна вышивка не повторяет другую, в каждой вышивке орнаментация, соблюдая традиционные стили, технику и трактовку, однако отличается своеобразностью, неповторимостью. Разнообразная компоновка и сочетание узоров, контрастное цветовое сочетание создают особый колорит.

       Не менее колоритны и красивы сузани с симметрично  расположенными в несколько рядов  пышными  кустами. Они наполнены жизнью, свежестью, силой и величеством.

       В композиционной орнаментации  поздних самаркандских вышивок более характерна передача узоров в сочетании черного с красным.  Такое сочетание цветов и композиционная орнаментация в виде больших розеток «лола» придает вышивке изысканный  монументализм  и строгость.

        Несмотря на такую компоновку, вышивка не теряет теплоту и является жизнеутверждающей.

        В ранних самаркандских вышивках часто встречаются некие монументальные, не акцентированные лишь на  черном и красном, с более мягкой разнообразной гаммой цветов, отличающаяся   благородством и гармонией. Разработка и размещение деталей узоров тоньше, нежнее и богаче. Здесь преобладает более декоративный стиль узоров. Так, сузани  начала XX века (КП-627) имеет внутреннюю кайму 8,5 см ширины, вышитая тамбурным швом в три ряда. Посередине каймы  идут профильные красные цветы, от голубой чашечки которых отходят стебли и листья, соединяющиеся друг с другом в одну волнистую линию.

        В более поздних вышивках этот узор встречается без соединения листьев. Внутри внутренней каймы  расположена центральная розетка, очень сложной орнаментации. Она состоит из семи концентрических  розеток – наружная малинового, на котором проступают такие же и кирпично-красные «тегча» ( острие, нож), затем  голубой , красный, голубовато- зеленый, темно- коричневый круг с розовым узором «парра» (зубцы) и голубовато- зеленой с сердцевиной.  Розетка окружена широким кольцом лиственного орнамента, довольно светло-зеленого цвета с  серединкой узором «абри бахор» (весеннее облако) красного и голубовато –зеленого цветов. Выше и ниже этой розетки расположены наисложнейшие фигуры, довольно необычных на вышивках этого типа. Она состоит из продолговатых лиственных элементов, расходящихся в виде косого креста от центральной небольшой розетки. Эти лиственные элементы заканчиваются спиралями  с гладкими краями в виде  узора «чорчирок» (подсвечник). Из центра спирали вверх идет узор «тегча» расцвеченная узором «абри бахор». От вершины «тегча» к концу спирали спускается линия с фестонами, образующая основание треугольника.

       Композиция самаркандских вышивок обычно строится при помощи центрального поля и каймы. Однако на основе этой системы вышивальщицы строят множество вариаций с различными рисунками и разнообразной расцветкой отдельных элементов. Так, в вышивке болинпуша (КП-1996) основной декоративный эффект достигается тем, что в центре расположен узор в виде большой розетки «лола» (тюльпан), которая вышита в основном ярко красной шелковой ниткой. Ближе к центру идет меньший круг малинового цвета и в центре с красной сердцевиной. По полю расположены восемь узором «лолача» (8 см диаметр) малинового цвета с красным «лолача» в центре. По углам композиции расположены четыре узора «рафида» (руковица для выпечки лепешки), в которых очень много малинового и малино-красного цветов разнообразной формы с гладкими, не резными краями. Между «рафида» расположены в двух сторонах узоры «лолача» и крестообразные расходящиеся узоры. А в других сторонах расположены  по два  «каламфура» ( перец) с широким черным окружением. Узоры  «каламфур» выполнены в цвета узора  «абри бахор», в котором чередуются поперечные полосы красного и малинового цветов.

         А в другой работе конца XIX века руиджо (покрывало), вышитое швом «чинда хаел» композиция  «михраб», образованный двумя полосами «оба» (вода) красного цвета, заполненных белой  стилизованной эпиграфикой.

Внутренняя часть «михраба» заполнена круглой розеткой, окруженной четырьмя узорами «бодом» (миндаль) в малиновом растительном обрамлении и стилизованной арабской вязью. Розетка состоит  из двух колец, в центре которых арабская вязь красного цвета. Во внутреннем кольце вышит мотив  «ола курт» (червь) черно- малинового цвета в желтом обрамлении.  А так же  в композиции использованы  узоры круглых  розеток, чередующимися с тремя  шестиугольниками.

           Разнообразие и сочетание узоров можно проследить и в болинпуше середины XX века( покрывало для ниши) ( КП – 4900). Композиционное решение  вышивки состоит из центрального поля и каймы.  Узор центрального поля растительного характера, составлен из крупной розетки

«садбарг» (тысячелистник) в центре которой узор «лола» и отходящие от нее узоры с восьми « «шалгамча» (редис). Вся эта композиция решена в фиолетово- розовым и незначительным вскраплением красного цвета. Вокруг центральной розетки изображен узор «палак» (плети бахчевого растения) черного цвета.

        А сузани начала XX века   (КП-4765/2) состоит из центрального поля и каймы. Композиция узора раппортная. На центральном поле в шесть рядов  по три вышит  орнаментальный мотив «бутта» (куст) и «шох» ( ветка) в виде прямого вертикального ствола от которого симметрично отходят ветки, украшенные лиственным узором и увенчанный цветами.  По краю  проходит кайма. Узор каймы «ангур нусха» (узор винограда).

       Исходя  из своего творческого воображения, мастерицы отражают в своих работах окружающий мир, природу, цветы, животных, бытовые предметы, изменяющиеся реалии, геометрические фигуры преображая их в пышный, сказочный, мистический, астральный орнамент или  узор.

      При изучении более ста вышивок, хранящихся в фондах Самаркандского музея, обнаружены более восьмидесяти различных узоров. Условно, можно их разделить в следующие группы.

      Узоры  растительного  мотива: «палак нусха» (плети бахчевого растения), «лола» (тюльпан), «сепарра»  (трехлистник), «каламфур» (перец), «гули себ» цветок яблони), «шалгам» (редис), «гулунг нусха» (узор абрикоса), «бодом» (миндаль), «мажнун гул» (плакучая ива), «ангур»   

(виноград), «анор» (гранат), «сада» ( деревце), «садбарг» ( роза), «кажжак нусха» ( завиток), «шохчаи жингила» (ветка с завитками), «савсан» (ирис) и другие.

       Узоры животного мира: «гардани шутур» (шея верблюда), «куш» (птица), «куш тили» (язык птицы), «панджаи мург» (куриные лапки),

«шох»  (рога), «чунчук кузи» (глаз воробья), «кабутар» (голубь), «илон изи» (след змеи), «кучкорак» (барашек), «илон» (змея), «мори печон»

(свернувшаяся змея), «пойи шутур» (стопа верблюда), «сузанак»

 (скорпион), «ола курт» (червяк), «тожи хуруз» (петушиный гребешок),

«турна» (журавль) и  др.

       Узоры, обозначающие бытовые предметы: «тегча» (острие, нож),

«лайли» (поднос), «корди ош» (нож для рубки мяса), «куза» (ваза),

«дандона» (зубцы), «кафгир» (шумовка), «коса» (чаша), «сандук» (сундук), «кайчи» (ножницы), «узанги» (стремя), «рафида» (рукавица для выемки лепешки), «чирок» (подсвечник), «чорчирок» (подсвечник с четырьмя свечами), «оташ арроба» (поезд), «арра» (пила), « килич» (сабля), «паша

кушак (хлопушка для мух) и другие.

      Узоры, отражающие природу и живой мир : «оба» ( вода), «кабурга»

(ребро), «ой, мох» (луна), «абри бахор» (весеннее облако), «бугум»

(сустав), «кош» (брови), «панджа» (пятерня), «забонча» (язык), «абруги»

(брови), «холак» ( родинка) и другие.

        Геометрические фигуры, астральные знаки:  ромб, квадрат, круг, овал, восьмигранник, треугольник и разнохарактерные линии. 

        История возникновения этих узоров исходит в древние времена. Часто эти мотивы и узоры можно встретить в различных наскальных рисунках, настенной росписи, в узорах одежды, в произведениях миниатюры, а так же в других видах народно- прикладного искусства. Это еще раз свидетельствует о древнейших истоках искусства вышивания. Из глубокой древности происходит, например, узор розеток, так называемых «лола нусха». Можно предположить, что этот  узор обозначал мотив солнца, круговорот жизни и постепенно, по происшествии лет  потерял  свое первоначальное астральное значение. Используя,  разноплановые  по мотиву и содержанию узоры вышивальщицы  добивались создавать единую композицию,  умело сочетая разнообразные узоры, достигали законченную картину с глубоким смыслом и содержанием. Например, композиционное строение  болинпуша конца XIX века  (КП-430) поражает легкостью и виртуозностью расстановки узоров.  Орнамент вышивки состоит из пяти сложных розеток по бокам и в центре. Элементы  орнамента розеток геометрического и растительного характера. В центре розетки помещена фигура  восьмиконечной звезды, от каждого конца которого отходит узор «панжа» (пятерня) или же в чойнакпушаке ( чехол для чайника) ( КП-175/2) идет кайма из узора «оба» (вода) и «кунорча» (мак), которое вышито  необычными зубцами, а в виде завитков. Середина каймы занята узором «оташ ароба» (поезд.) Центральную часть поля вышивки занимает орнамент «анор нусха» (гранат).

    Причудливое и необыкновенно торжественно – благородное композиционное строение наблюдается и в сузани (КП 4682). Композиция центрального поля и каймы строится на симметрично расположенных зубчатых розетках, по форме которые называются «пои шутур» (стопа верблюда).

      На основе  узоров бытового характера построена композиция джойнамоза

(КП-1943). Орнаментация в основном состоит из узоров «рафида», что указывает на сравнительно ранний возраст, так как в последнее время  стали вышивать  узор «лола нусха», а узор «рафида» преимущественно стал употребляться на углах   вышивок. В этой же вышивке использованы так же узоры «панжаи мург», «кучкорак».

        Разнообразие сочетания узоров, без ущерба на общую  зрелищность и совершенства декора можно наблюдать  в вышивках «карс» или «танпоккун» (полотенце для новобрачных). Вышивка  композиционно делится на две самостоятельные части  с разными рисунками прямоугольного характера.   Кайма как и в первой, так и во второй части заключена в линии- одна прямая «оба», другая  в виде узора «арра тили» (зубцы пилы). Пространство между ними заполнена раппортной композицией: зигзаобразный  узор чередуется с узором «лолача», в углах вышиты узоры «туморча» (амулет).

         Роскошна орнаментация   нимсузани (КП-2921). На центральном поле правильными рядами (четыре ряда по три) расположен узор «коши тилло»

(золотой кокошник), представляющий необычный  цветочный куст с прямостоящим стеблем, увенчанный дугой, украшенный кружочками.

        Необычна композиция руиджо (КП- 4021/2). Прямоугольный михраб, образованный  гладкой  полосой, окаймленной с обеих сторон зигзаобразной линией.  Внутренняя часть михраба украшена вьющимся  побегом с орнаментом «тожи хуруз» (петушиный гребешок).  А композиция  болинпуша (КП 175/1) орнаментирована девятью ветками «шох» или деревьями « дарахт». Каждый « шох» имеет внизу корневище в виде узора

«кунда» (пенек), от которого вверх идет ствол «тана» или «банд». Каждое корневище имеет корешки «реша». На ветках листья в форме узора

«каламфур» (перец), а на самой макушке три профильных цветка. Данная  композиция напоминает тему «райского дерева» или  «древа жизни»  в оригинальной интерпретации.

       Многообразие использования узоров различного характера  можно увидеть и в вышивке зеби тахмон ( покрывало для ниши) ( КП-433), здесь и узор «кафгирча» (шумовка), «корди ош» (большой нож), «лола» (тюльпан), «узанги» ( стремя), «кайчи» ( ножницы).

        Сочетание разных узоров умело использовано в композиционной орнаментации сузани (КП-4885/1). Если основной узор составляют двенадцать  зубчатых розеток в форме «лола», то в обогащении декора использованы узоры типа «абри бахор» ( весеннее облако), «лолача» и др.

       Говоря об узорах, нельзя воспринимать их как чисто декоративный элемент украшения вышивки. Вспомнив первоначальное предназначение многих вышивок, можно утвердить, что они были предназначены для новобрачных, новорожденных, для культовых обрядов. Поэтому мотив каждой вышивки носил определенную смысловую нагрузку   как предмета предназначенного  для  оберега, амулета, защиты,  как молодых, так и детей от злых духов, сглаза и порчи. Поэтому  и мотивы узоров составлялись из определенных узоров, имеющих специальную смысловую нагрузку. Постепенно, как уже было отмечено, узоры теряли  первоначальную смысловую нагрузку, а вышивка стала предметом быта. Но, однако, не теряет  свою художественную ценность и тем самым отдельные изображения предметов становятся обычным элементом декора.

        Изучая  сравнительно не большую группу вышивок, особое внимание придавалось узорам и мотивам при помощи, которых строилась композиционная орнаментация самаркандской вышивки.

        Вышивка, как проявление орнаментального искусства сопровождало народы самаркандского оазиса с древнейших времен. Изначально имевшее, в основном утилитарное назначение,  однако в результате гения и творческого начала вышивальщиц,   предметы вышивки  превращались в произведения искусства. Наряду с бытовой, появилась художественная ценность этих произведений  народно прикладного  искусства.

        Благодаря особому вниманию   к видам народно- прикладного искусства  в нашей стране,  в годы Независимости, искусство вышивания приобрело второе дыхание. Основываясь на вековые традиции самаркандской школы  вышивки сегодня вышивальщицы  Самарканда с высоким художественным чутьем, поразительно тонкому вкусу и мастерству создают невероятные произведения народно прикладного искусства, которые  занимают достойное место в мировом декоративном искусстве.

Композиционная орнаментация Самаркандских вышивок

Powered by: KHM & Телерадиокомпания СТВ, STV, Самарканд, Самаркандское телевидение

Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование
информации с сайта "Gosamarkand.uz" возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Свидетельство № 1131.