Зодчие Самарканда о канонах красоты

Зодчие Самарканда о канонах красоты

Теоретики пропорций


Зодчие нашего края глубоко изучали такие предметы, как философия, геометрия, арифметика, каноны пропорций. Теоретические вопросы зодчества разрабатывались архитекторами-практиками, математиками, философами, астрономами. 
К примеру, Ёкуб ибн Исхом аль-Кинди - автор книги «О гармонии чисел», в которой он разработал, вопросы пропорций и гармонизации. Значительный вклад в разработку теоретических вопросов зодчества внес Фараби, автор книг: «Руководство по геометрическим построениям», «О взглядах жителей добродетельного города». Он анализирует проблемы градостроительства в свете пропорций человека, дает очень ценные сведения о секретах гармонии. Теоретические вопросы зодчества рассматривал и Авиценна в четвертой части трактата «Аш-шифо», который назывался «Методы геометрии», Багдоди в своем труде «Об измеряемых и не измеряемых величинах», Абу-ль Вафа Бузджани в трактате «Что нужно знать ремесленникам из геометрических построений», Аль-Хорезми в книге «Алгебра и аль-мукабала». Последний основательно рассматривал иррациональные величины, проблемы определения объемов форм. 
И наконец, хочу назвать Гияс-ад-дина Джамшида аль-Каши. Выдающегося математика, астронома, инженера, работавшего в обсерватории Улугбека и оставившего огромное научное наследие. В частности, некоторые его труды посвящены теоретическим вопросам архитектуры.
 

Строго по макету


Зодчие Средней Азии использовали в своем творчестве три системы соотношений – геометрическую, арифметическую и модульную. Первая использовалась для определения объемов и масс, вторая – для расчетов расхода строительных материалов, третья – для чертежей плана, фасада здания, определения пространственных отношений и т. д. 
И, что интересно, хотя в основе модуля лежала такая величина, как «гяз» (две стопы), она не была «застывшим», эталонным понятием, как, например, современная метрическая система мер (об этом мы еще поговорим!). «Гяз» у каждого зодчего мог означать самостоятельную величину. Но она должна была в своих измерениях соотноситься с различными измерениями кирпича, который в то время для удобства изготавливался в следующих пропорциях - 1:2:4.
И еще. В одной из миниатюр, сделанных к «Зафар-наме» Камаль-эд-дином Бехзадом, есть изображение процесса строительства, где главный зодчий держит в руках макет будущего здания. Отсюда можно сделать вывод, что в древности зодчие, также как и современные архитекторы, делали макеты здания до его строительства. 
 

Реконструкция Канона

Творческий метод древних зодчих нашего края, в частности, системы гармонизации форм, основательно исследованы в трудах таких ученых, как Л. Ремпель, Ш. Ратия, М. Булатов, П. Захидов, К. Крюков, Г. Пугаченкова, М. Ахмедов и многих других. Заслуживает в этом отношении открытый П. Захидовым «Канон пропорций», который широко использовали зодчие нашего края.
Канон основан на использовании различных производных квадрата. Для этого на модульной сетке чертили квадрат, проводили по нему диагонали, затем в центре чертили круг, радиус которого был равен половине сторон квадрата. В полученный таким образом новый круг чертили новый квадрат и так далее. Иногда вместо квадрата использовались и прямоугольники. Образованные иррациональные величины, в том числе и «золотого сечения», успешно применялись в пропорционировании. А иногда модуль здания мог полностью совпадать с таким квадратом или прямоугольником. Например, мавзолеи Саманидов в Бухаре, Араб-ота в Навоийской области, Фахриддина Рази в Старом Ургенче полностью вписываются в такой квадрат и в плане, и в фасаде. По такому методу проектированы медресе Улугбека в ансамбле Регистан, мечеть Биби-Ханым и некоторые другие памятники нашего края.

Секреты узоров

«Канон динамических квадратов или прямоугольников» можно наблюдать в декоре зданий. Анализ различных узоров, таких как гирих, ислими, таксим показывает, что они основаны на производных квадрата, полуквадрата, треугольника и некоторых других методах. Когда смотришь на сложнейшие геометрические узоры на памятниках зодчества нашего края, поражаешься хитросплетению линий и не можешь найти ни начала, ни их конца. Не случайно «гирих» переводится как «сплетение», «головоломка». А секрет в том, что такие узоры основаны на раппорте, то есть на повторе одного единственного элемента. Если этот элемент найдешь, сможешь вычленить, то найдешь и ключ к разгадке узора. По-иному построены узоры «ислими» – растительные орнаменты. Но в основе всех их лежат все те же принципы и Канон, что и в проектировании зданий. 

 

Метрика против
гармонии?

В ХIХ веке в связи с развитием промышленности во всем мире была внедрена метрическая система мер. Увы, она не имела никакого отношения к искусству, в частности, к пропорциональным величинам человека. Внедрение данной системы направило творчество архитекторов касательно гармонизации форм на путь чистой интуиции, лишив его всякой научной опоры в измерениях. Ведь она не позволяла архитекторам работать с иррациональными величинами, существующими в природе. Недовольный таким положением дел, выдающийся французский архитектор ХХ века Ле Корбюзье разработал новую систему измерения, основанную на «золотых» пропорциях человеческого тела, и назвал его «Модулор», обозначив, таким образом, необходимость возврата к испытанным веками канонам архитектуры. Что ж, еще одно доказательство мудрости древних зодчих и непреходящего значения их творческого наследия…

Зодчие Самарканда о канонах красоты

Powered by: KHM & Телерадиокомпания СТВ, STV, Самарканд, Самаркандское телевидение

Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование
информации с сайта "Gosamarkand.uz" возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Свидетельство № 1131.