История города

Самарканд является одним из древнейших и неповторимых городов мира. Он олицетворяет собой образец 2750- летней истории и древней цивилизации. Город, расположенный в центре Зарафшанского оазиса, издревле, считаясь центром оседлой жизни, поливного земледелия, науки, культуры и прогресса, признан одной из колыбелей культуры человечества. О возникновении, формировании и развитии города Самарканда имеются сведения в исторических источниках, в материальных и культурных памятниках и в образцах устного народного творчества. В «Авесте», являющейся бесценным образцом письменного наследия Древнего Востока идет речь о чудесном климате и плодородных землях Согда.

Самарканд появился в VIII веке до н.э. Древние персы называли Самарканд – Смараканса, древние греки – Мараканда, тюрки – Семизкент, китайские купцы и путешественники – Кан или Самокиен

В исторических источниках имеются различные мнения о смысле термина «Самарканд». Выдающийся ученый-филолог Махмуд Кошгарий в своём произведении «Девони лугати турк» утверждал, что термин «Самарканд» по-тюркски, означает «Богатый и цветущий город».

Легенды и предания о городе Самарканде связаны с его всемирной славой и древней историей. Арабский историк Абу Али Мухаммад бин Мухаммад Балъами (X век) оставил сведения о том, что «Самарканд был основан за 3000 лет до завоевания его Александром Македонским». Абу Хафс Нажмиддин Умар бин Мухаммад ан-Насафий также рассуждая на эту тему, утверждал, что город возник за 2250 лет до появления здесь Кутейбы ибн Муслима.

Руины древней части Самарканда, сегодня известны как городище Афросиаб, названы по имени древнего правителя Турана (Туркестана), о котором упоминается в священной Авесте под именем Франграсьян. В тюркских источниках его называют Алп Эр Тунга.

Формирование и развитие Самарканда начинается именно с Афросиаба. Город находился здесь более XX веков, вплоть до нашествия войск Чингисхана, которые в 1220 году его полностью разрушили. С тех пор древний город, имеющий площадь 219 га, лежит под развалинами. Самые древние реликвии Афросиаба были обнаружены в его северной части, они датируются VI-VII веками до н. э. Это части древних оборонительных стен, остатки городской цитадели - военно-административного центра.

Отсюда следует вывод, что древний Самарканд ещё в VIII - VII веках был центральным городом в Зеравшанской долине. В Авесте упоминается, а это подтверждается и археологическими находками, что государственность на территории Согда начинает формироваться в VIII - VII веках до н. э., а Самарканд был его столицей. Сам Согд упоминается в клинописных текстах древнеперсидских царей Кира I и Дария I, написанных на Бехистунской скале и Накши Рустаме.

В 329 году до н.э. город был захвачен войсками Александра Македонского, и так начинается очередная колониальная эпоха в его истории. Расположение Самарканда на Великом шёлковом пути превратило его не только в крупный торговый, но и ремесленный центр. Китайский путешественник Сюань-Цзань, посетивший Самарканд в 629 году, обратил внимание на плодородные земли, густое население, большое разнообразие товаров из разных городов и отметил развитие ремесел. Арабы, подчинив Мовераннахр, принесли сюда религию Ислам. Но из-за религиозной толерантности населения, долгое время бок о бок соседствовали и мусульмане, и зороастрийцы. Подобные традиции сохранились и позже.

Арабский географ X века Истахрий называет Самарканд портом Мавераннахра. В IX—XII веках Самарканд сап одной из колыбелей Ренессанса Востока. Именно в это время здесь творили такие учёные как Имам Абу Мансур аль-Матурудий, Абу Хасан Самаркандий, Мухаммад Насафий Самаркандий, Абу Лайс Самаркандий, Абу Фазл Мухаммад Самаркандий, Абул Хаким Самаркандий, Сузани Самаркандий и десятки других. Самарканд этого времени превратился в центр таких наук, как астрономия, медицина, история, философия, литературоведение, фикх (исламское правоведение) и теология.

В 1219 году монгольские войска под предводительством Чингисхана начали поход против Мовераннахра. Весной 1220 года захватили Самарканд и разрушили его до основания. 150 летнее монгольское иго было сброшено благодаря деятельности Амира Темура, создавшего независимое сильное централизованное государство. Дальнейшее возвышение Самарканда также связано с его деятельностью, который возродил градостроительство, и построил монументальные здания один прекраснее другого: Соборную мечеть, Куксарой, Бустонсарой, Рухобод, целый ряд зданий в комплексе Шахи-зинда и др.

Градостроительная деятельность Амира Темура была продолжена его талантливым внуком Мирзо Улугбеком, который построил прекрасное медресе на площади Регистан, а у подножья холмов Чупаната им были построены сады, дворцы и знаменитая обсерватория. Вместе с этим под его руководством город превратился в своеобразный крупный научный центр. Великий государственный деятель и поэт Захириддин Мухаммад Бабур несколько раз был в Самарканде, даже некоторое время правил в нём. Выражая свою любовь к нему, он писал: - «На земле мало таких прекрасных городов как Самарканд».

Период правления Шейбанидов ознаменовался междоусобными войнами и борьбой за престол. Шейбанидский правитель Убайдуллохан перевёл столицу из Самарканда в Бухару. С 1599 в Мовераннахре правит династия Аштарханидов. В это время Самарканд сохраняет за собой статус крупного экономического и культурного центра. Видя слабость центральной власти, наместник Самарканда Ялангтушбий Баходур ведет независимую политику. Он уделяет большое внимание благоустройству города, создаёт величественные медресе – Шер-дор и Тилля-кори. Таким образом, площадь Регистан превращается в великолепный шедевр градостроительства. В это же время крупный Бухарский сановник Нодир Диванбеги рядом с могилой знаменитого религиозного и общественного деятеля Ходжа Ахрора, строит другое замечательное медресе и другие здания.

Во второй половине XVIII века Бухарский правитель эмир Шохмурад также благоустраивает Самарканд.

После захвата Российскими царскими войсками Туркестана в 1868 году здесь создаётся Зеравшанский округ, и в 1887 году была образована Самаркандская область, а её центром стал Самарканд. Позже, при советской власти, с 1925 года до 1930 года Самарканд последний раз стал столицей Узбекистана. Край стал сырьевой базой, а представлять миру местное население как неграмотное и отсталое, стало своеобразным знаменем в идеологии колонизаторов.

После достижения нашей Родиной независимости, по инициативе и при непосредственном руководстве Президента Ислама Абдуганиевича Каримова в истории нашего города, да и всей страны в целом произошёл коренной поворот. Самарканд теперь не только центр области, как это было в бывшем союзе, а город, вобравший в себя тысячелетнюю историю, воплотивший традиции национальной государственности, сочетающий в себе древнюю и современную культуру, одним словом, он превратился в настоящую честь и гордость нашего народа.

Самарканд - священный город, первым был награждён орденом, названным в честь великого Амира Темура. 18 октября года1996 Президент Узбекистана Ислам Абдуганиевич Каримов приколол орден «Амира Темура» к знамени города и объявил день 18 октября «Днём Самарканда». Этот факт признания выдающихся заслуг в истории нашей Родины, как высшая оценка, навсегда запечатлелся в сердцах жителей Самарканда


Powered by: KHM & Телерадиокомпания СТВ, STV, Самарканд, Самаркандское телевидение

Воспроизводство, копирование, тиражирование, распространение и иное использование
информации с сайта "Gosamarkand.uz" возможно только с предварительного письменного разрешения редакции. Свидетельство № 1131.